Предназначение радиатора – выделение тепловой энергии. В системе отопления радиатор выделяет тепло в помещение, обогревая его, а в автомобилях – чтобы избавиться от лишнего тепла и охладить двигатель. В этой статье мы рассмотрим именно отопительные радиаторы, их виды, характеристики, преимущества и недостатки.

Современные радиаторы разделяются одновременно по строению и материалу. Так уж получилось, что панельные радиаторы делают из стали, а секционные, к примеру, из алюминия. Всего можно выдели 4-5 типов радиаторов, наиболее распространенных:

  1. Алюминиевые (секционные);
  2. Биметаллические (секционные);
  3. Стальные (конвекторы);
  4. Стальные (панельные);
  5. Чугунные (батареи).

Алюминиевые и биметаллические выглядят одинаково. Они состоят из секций, которые соединены между собой посредством ниппеля и уплотняющей прокладки. Межосевое расстояние, встречаемое у секционных радиаторов, обычно составляет 350 мм или 500 мм, другие размеры не пользуются большим спросом, поэтому их сложно найти. Высота радиатором отличается чуть больше, зависит от межосевого расстояния, дизайнерского решения и проекта.

Алюминиевые радиаторы состоят полностью из алюминия. Биметаллические представляют собой стальной радиатор, точнее – трубопровод, который покрыт алюминиевой оболочкой.

Стальная сердцевина позволяет им выдерживать большее давление и теплоноситель с неподходящими для алюминия характеристиками. В частности биметаллические радиаторы можно устанавливать на центральное отопление, в теплоноситель которого часто добавляют щелочные присадки. Алюминиевые радиаторы на центральное отопление ставить нельзя – щелочь разъедает металл. Такие радиаторы подойдут для частной систему отопления, но нужно внимательно относиться к составу теплоносителя, особенно если вы используете антифриз или воду из скважины, которая может иметь химические примеси.

Стальные конвекторы представляют собой трубу, которая проходит через множество пластин. Благодаря им и происходит теплообмен между батареей и воздухом. Мощность указывается для каждой модели (у секционных радиаторов она указывается для секции), а из-за внешнего вида такие устройства всегда закрывают декоративной панелью.

Стальные панельные радиаторы могут иметь различный размер, тепловая мощность каждой панели указывается
отдельно.

Их желательно не ставить на центральное отопление и не использовать с антифризом – сталь у таких радиаторов не слишком толстая, и они поддаются коррозии сильнее, чем биметаллические. Для частного дома панельные радиаторы подходят по многим параметрам: они недорогие, обладают большей тепловой мощностью (при одинаковой теплоотдаче панельный радиатор будет меньше секционного), к тому же вы сами можете регулировать состав теплоносителя, а давление в частных системах обычно не поднимается больше 3 бар.

Чугунные батареи – это, можно сказать, классика. Ценовая категория у них очень разная, можно найти как дешевые модели, так и модели класса люкс. Основной минус – для их установки нужна крепкая стена и усиленные кронштейны, потому как батареи очень тяжелые. К тому же теплоотдача у них меньше, чем у секционных.

Свойства металла

Разумеется, мы не будет читать лекцию по химии, но материал батарей сильно влияет на их эксплуатацию. Надежней всего чугунные батареи – хотя они тоже подвержены коррозии, благодаря толщине стенок радиатор может не протекать десятки лет.

Сочетание воды, воздуха и стали ведет к появлению ржавчины. Поскольку какое-то количество воздуха остается растворенным в воде, защититься от этого практически невозможно – стальные батареи, трубы и котлы приводят к появлению шлака, который скапливается в фильтрах, изгибах трубопровода, радиаторах. Первое, что можно сделать в этом случае – позаботиться о хороших фильтрах и регулярно их чистить. Второе – осуществлять регулярную промывку системы отопления в конце и начале сезона.

Как мы уже говорили, алюминий плохо относится к щелочной среде. Но если вода нейтральная, то такой радиатор прослужить дольше стального. Для алюминия опасны гидроудары, использование антифриза и блуждающие токи, которые могут привести к электрохимической коррозии. К тому же алюминий выделяет водород, поэтому стоит позаботиться о воздушных клапанах, регулярно стравливать воздух. Также не стоит закрывать на лето краны подвода к радиатору – бывают случаи, что металлопластиковые трубы лопались из-за слишком большого количества водорода.

Бытует мнение, что некоторые металлы несовместимы и их нельзя использовать в одной системе. Например, медные трубы в системе с алюминиевыми радиаторами протекают быстрее. Также говорят, что медь не сочетается со сталью. На самом деле лучше всего уделить пристальное внимание теплоносителю – кислотная или щелочная среда, присадки, незамерзающая жидкость «убивают» значительно больше радиаторов, чем любое сочетание металлов.